Кирилл Олейник (fiorine) wrote,
Кирилл Олейник
fiorine

Categories:

Геймер-до :: часть четвертая

Вся эта история началась примерно в 1998 году, вскоре после моего поступления в КПИ. Мы с Кругловым как призеры какой-то сраной олимпиады получили теплое местечко на кафедре и могли предаваться заслуженному безделью в перерывах между программированием каких-то сложных баз данных по министерским заказам. Интранет КПИ (выход во внешний мир в те времена был жестко лимитирован) предоставлял практически неограниченные возможности для культурного времяпрепровождения: общажные FTP-шки, битком набитые фильмами, музыкой и поревом, ньюсгруппы – и, конечно, толпы геймеров, жаждущих сразиться неважно во что по IPX. Как альтернатива обычным бойням в «Дум» в замызганных лабораториях 18-го корпуса под бдительным присмотром испитого сторожа, был открыт сервер Quake 1. Это благое начинание надолго поглотило умы и сердца неокрепших программистов и системотехников. Позже, конечно, движуха раскрылась во всей красе – в КПИ появился сервер второй кваки, потом ТФ, потом бэттлнет. Но в те времена я всего-навсего мило перекидывался ракетами и нэйлами с коллегами, не помышляя о чем-то большем. Не помышляя, пока мой приятель Думер не отправил мне месседж следующего содержания: «Blq, 3ae6al mblw dro4utb – go telnet na mud.ntu-kpi.kiev.ua 4000». Я послушно сделал гоу, и мир резко переменился к худшему.

MUD – это игра такая. Текстовая, без картинок – на чистой фантазии. Типа: «Вы стоите в лесу. На вас бежит охуенный тролль (troll) с огромной копипастой наперевес. Ваши действия?». В ответ полагалось написать что-то вроде “cast fireball troll”, выдержать короткий бой (выражаемый опять таки текстовыми сообщениями о том, кто кого уебал и насколько больно) и получить законный лут и опыт. Все как и сейчас, да? Да. МУД был дедушкой всех нынешних ММОРПГ, за небольшим исключением – в отличие от унылых миров WoW, «линейки» и прочих, в МУДе можно было делать абсолютно все. Система МУДа состоит из комбинаций объектов, отзывающихся на определенные ключевые слова, и игровых команд – например, «открыть сундук», «идти север», «трахать курица» ну и так далее. А что сделать было нельзя – легко добавлялось в код за пару бутылок пива местными администраторами сиречь богами.

Вообще, основной проблемой всех онлайновых игр является деанонимизация. Ну как можно заключать военный союз с высокомерным королем эльфов, которого зовут Вова и которого ты буквально вчера видел блюющим на собственный рюкзак? Как сохранить страстную любовь к высокой воительнице в сияющей броне, если ты точно знаешь, что у нее прыщи на все лицо и торчащие из-под белья бакенбарды? Ну и, конечно, как можно сохранить благоговение и уважение к игровым богам, если один из них должен тебе полтос до стипендии? В КПИ не было даже попыток сохранить какую-либо видимость буквы R в аббревиатуре MMORPG – мы называли игру text-only quake и по старой привычке нарезали фраги. Нарезать было непросто – в среде сплошных манчкинов выживали только уберманчкины. Мы знали программный код практически наизусть, генератора случайных чисел для нас не существовало, комплект экипировки у все был одинаковый – самый лучший – и бои сводились только к скорости реакции и сложной тактике, усугубляемой мучительным похмельем. На третьем курсе я, помнится, даже сдал код МУДа в качестве курсовой по Си. Темы «Многопользовательские ролевые игры по сети» в программе курса предусмотрено не было – пришлось наплести охуевшей от 30 мегабайт (!) чистого кода преподше, что телефонные справочники нынче пишут только ламеры.

Пару лет спустя, когда мы вырвались из кровавой волчьей ямы КПИ-шного МУДа на международные просторы, результаты прикладных исследований нас шокировали. Оказывается, подавляющее число игроков не умеет писать скрипты и автоматические боевые триггеры! Они пытаются ударить меня в спину со скиллом «удар в спину» 66%! А вот этот вот вася вообще носит хуй знает какой шлем только потому, что ему название понравилось! Короче говоря, в КПИ было весело, а в других МУДах было скучно – воевать на равных можно было только с выходцами из родных пенатов (мы рейдили один МУД за другим, пока не надоедало) и случайными вундеркиндами-аборигенами, которые, впрочем, редко выдерживали весь арсенал неджентльменских методов борьбы. В Аладоне мы играли в хоббитский спецназ – ватага хоббитов-воришек с раскачанным на триггерах навыком воровства успешно чистила карманы разжиревших старожилов. Простая зацикленная программка-скрипт отрабатывала навык на купленной в магазине хоббитского поселения ручной рыси – отдавала ей монетку, укладывала спать, воровала монетку из инвентаря и повторяла все по новой. Как-то раз я забыл уложить рысь спатки, включил триггер и пошел бухать, а тем временем несчастное животное ежеминутно оглашало тихий хоббитский городок воплями «Помогите, грабят!». Я успел сесть за компьютер как раз вовремя – когда на меня телепортнулся один из местных божков и в полной прострации спросил у рыси (!), что с ней стряслось. Ему и в голову не могло прийти, что происходит – он свято верил, что в рысь вселился один из старших богов и устраивает какой-то неведомый квест. С вундеркиндами боролись иначе. В Dreamland’e вход в один из враждующих кланов находился под водопадом – чтобы войти, полагалось написать “enter waterfall”. Я отыскал совершенно бесполезный в качестве экипировки плащик, который назывался cloak of waterfall, и аккуратно подстелил его в локации входа, затаившись в засаде. Через пару минут прибежал чувак, у которого была забита программа путешествия в клан, заканчивающийся командой “enter waterfall”. К сожалению, главным вотерфоллом в комнате стал уже плащик – а в плащик войти не получалось. Программа заглючила, чувак растерялся, и я его шлепнул. А потом мы с Рулей стали лучшими друзьями. Вообще, если задуматься, то с доброй половиной друзей и знакомых я познакомился в МУДах - какой там вебдваноль.

В «Ультиму» я не играл - мне она казалась кастрированным подобием МУДа, с жалкими тремя классами (ладно-ладно, раскачками) и миниатюрным миром. Вдвойне смешно было то, что на киевском сервере (который уже в «Ультиме» начали называть шардом) паслась куча людей, знакомых по МУДам и игровому коммьюнити в целом – Рамзес, один из основателей мира Dreamland, квейкер Костя (Diablo), с которым мы вместе учились программированию во Дворце пионеров и снимали шлюх, и другие участники регаты. Вообще в те времена игровая тусовка была достаточно ограниченной – в нищей, засиженной жидами и приезжими столице Хохляндии (так!) мало у кого были компы, не говоря уж о достаточно быстром коннекте. Рулю в «Ультиме» звали DM Tor – он был одним из админов, сидя в лабе красного универа, и мутил на потеху игрокам какие-то квесты, над которыми я, конечно, невозбранно бугагировал, потому что какие там в этой каличной ультиме могут быть квесты по сравнению с МУДом. Потом ему это все как-то быстро надоело, и он технично продал своего персонажа, раскачанного долгими бессонными ночами до самых небес, какому-то ньюбису за 100 баксов – тогда это еще было внове. Потом долго бродила байка о том, как этой успешной операции позавидовал Рамзес и, недолго думая, напарил админский доступ на сервер за штуку – но это уже из области апокрифов. Мы бросили страдать херней и начали играть в «Бойцовский клуб».

«Бойцовский клуб» был первой нормальной браузерной игрой на просторах xUSSR, честно спижженой у зарубежных аналогов, подобно многочисленным ТВ-шоу и прочим Успешным Проектам. Конечно же, для загнивающего запада это было давно не ново – но толпы хомячков про это не знали и восторженно ринулись на растерзание нового игрища. Как подсказывает Капитан Очевидность, главное в браузерных играх успеть на бета-тестирование или хотя бы на официальный старт и успеть раскачаться до наплыва основной массы. Я начал играть как всегда поздно – барыги дораскупали в официальных магазинах последние остатки шмоток, а местные отцы лениво рубились на своих 7-х уровнях и ждали долгожданных апдейтов. Но мне было весело, я все еще был молод и полон сил, так что приходилось хоботиться.

История БК стала библией и учебником для всех бизнес-проектов в целом и онлайновых игр, в частности. Сначала там не хватало программистов, потом администрация, проливая скудные крокодильи слезы, собирала с протянутой рукой у сердобольных игроков бабло «на новый сервер», потом долго и как всегда безуспешно боролись с извечной проблемой всех игр – мультоводством – которая, как и положено, закончилась введением тупой и неповоротливой системой сторожей, следящих за сторожами. Были DDOS-атаки и взломы незадачливых игроков, были все возможные выборы, конкурсы и митинги, были виртуальные знакомства, привычно перерастающие в реальные свадьбы – этому уже перестали удивляться. Потом наконец-то ввели продажу игрового бабла и артефактов за реальные деньги – и это было по-настоящему круто. Маленький gif-файл 32 на 32 пикселя стоил 10000 долларов. Десять долбаных тысяч – это пиздец, товарищи. Ни одна онлайновая игра с тех золотых пор такой наглости себе позволить уже не могла. У обычных игроков, не отягощенных миллионными счетами в Швейцарии, было только два варианта: или уныло насасывать у обвешанных артефактами танков, постыдно сопя в тихом углу о несовершенстве мироздания, или барыговать, обманывать направо и налево, рисовать за игровые деньги бесчисленные дизайны для клановых сайтов – словом, заниматься ныне уже привычными онлайновыми ремеслами. Как и во всех играх, в БК существовали «топовые» кланы, предоставляющие свои адептам неслыханные богатства – стать членом такого клана считалось недостижимой мечтой. Мне как всегда везло. Мой первый клан мне надоел через пару месяцев, и я из него ушел, а через неделю один чувак из клана изобрел в БК междугородный телеграф, и клан сразу взлетел на вершины рейтинга. Потом я долго тусовался с Братством Стали, кланом программистов и дизайнеров, допущенным к самой главной кормушке – пока они окончательно не расплевались с администрацией из-за дележа прибылей и не открыли свой проект – «Территорию». Туда я уже не пошел.

Потом я полгодика поигрался в Neverwinter Nights – в шард под названием «Сиала», по Пехову. Было прикольно. Сам Невервинтер я не особо любил, но Пехов мне нравился, и было приятно играть в тщательно, пусть и любительски, вылизанном мире, где каждый лесок и мост один в один похожи на те, которые представляешь себе, читая книгу. По старой привычке я начал заниматься общественной деятельностью – порисовал дизайн для игрового сайта, поводил какие-то квесты – но былого энтузиазма игра у меня уже не вызывала. Вообще говоря, трудно заставить себя по-настоящему жить в нескольких подряд игровых мирах – это примерно как несколько раз подряд по-настоящему влюбляться. К тому же годы (хе-хе) давали о себе знать, и в новых мирах я встречал все больше и больше зубастых молодых игроков, с самых первых дней усвоивших все заповеди манчкинизма, которые мы в свое время кровью писали в райских кущах древних ролевых систем. Не то чтобы я разучился убивать – я по-прежнему привычно ориентировался в незнакомых локациях, выбирал места для засад, понимающе усмехаясь, отказывался от предложения наивных молодых волчат «походить в партии» и бил в спину тем, кто соглашался на аналогичные мои оферты. Просто со времен КПИ мне стало все сложнее и сложнее выживать в волчьей яме – я совершенно разучился проигрывать, и мой манчкинизм жалобно скребся внутри меня, не получая ежедневных порций жертвенной крови.

В WoW я не пошел сознательно. Игра обещала быть более чем захватывающей – и я рад, что не поддался на многочисленные уговоры. С ММОРПГ надо было завязывать кардинально – как с наркотиком. В качестве сублимации я немного порубился в ДОТУ – но это была скорее дань времени, чем настоящее увлечение. Мне казалось, что вожделенный миг освобождения настал, но нет – на горизонте замаячили «Дозоры», и я снова прочно подсел. Хуйня хуйней, если разобраться, обычная броузерная игра, принципиально ничем не отличающая от БК – но болезнь на уговоры не поддавалась. Пришлось отдать игре полугодичную дань (бля, так и не докачался до 1-го уровня) и с наслаждением забить.

Теперь я в онлайн не играю. Еще бы курить бросить...

-- часть первая :: про аркады
-- часть вторая :: про 3D
-- часть третья :: про RPG
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →